bd33.ru

Налоги

Разделы

Часть1
 Часть2
 Часть3
 

Контрмеры по взысканию налоговым органом налогов и пени

Каждый налогоплательщик, если он считает себя грамотным, должен четко представлять себе, в каком порядке налоговым органом выносится решение о взыскании налога и пеней и как взаимодействует налоговый орган с банком.

Прежде всего налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога. Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени (статья 69 НК России). Напомним, что требование об уплате налога (статьи 69 и 70 НК России):

– направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки;

– направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;

– должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком;

– во всех случаях должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог;

– направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета;

– может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. В случае когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;

– должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

В случае если обязанность налогоплательщика или плательщика сборов по уплате налогов и сборов изменилась после направления требования об уплате налога и сбора, налоговый орган обязан направить налогоплательщику или плательщику сборов уточненное требование (статья 71 НК России).

Одновременно напомним, что согласно статье 46 НК России:

– в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках;

– взыскание налога производится по решению налогового органа (далее – решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента;

– решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога;

– решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств;

– инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации;

– инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению;

– взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов;

– взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента;

– не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика или налогового агента, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога;

– инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленных гражданским законодательством Российской Федерации;

– при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации;

– при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента;

– при взыскании налога налоговым органом может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках.

Таким образом, сначала налоговый орган должен прислать налогоплательщику требование об уплате налога с указанием в нем срока на добровольную уплату налога. При этом в НК России ничего не сказано о продолжительности этого срока. На практике налоговые чиновники при оформлении требований, как правило, придерживаются сроков, установленных приказом бывшего МНС России от 02.04.03. № БГ-3-29/159. Этот документ отводит для исполнения требования 10 дней. После истечения срока на добровольную уплату у налоговых чиновников есть 60 дней для вынесения решения о взыскании налога за счет денег, находящихся на банковском счете налогоплательщика. Если налоговый орган в этот срок не уложится, то право на бесспорное взыскание он утрачивает и потому в дальнейшем должен обращаться в суд.

Если же решение вынесено вовремя, то налоговый орган выставляет инкассовые поручения в банк на сумму налога и пеней. Банк обязан выполнить поручение и произвести списание со счетов налогоплательщика. При этом списание должно быть произведено не позднее одного операционного дня с момента получения банком поручения.

Решение о взыскании налогов и пени целесообразно без промедления обжаловать в арбитражный суд и одновременно с заявлением о признании решения налогового органа недействительным в суд следует подать заявление об обеспечении иска. Арбитражный суд наделен соответствующими полномочием (статья 91 АПК России) и должен рассмотреть такое заявление не позднее одного дня после его поступления. Иными словами, налогоплательщик должен успеть обратиться в суд раньше, чем решение налогового органа о взыскании дойдет до банка. В заявлении об обеспечении иска должна быть изложена просьба, адресованная суду, о запрещении конкретному налоговому органу совершать действия по бесспорному взысканию денежных средств – с указанием суммы налога и пеней по принятому налоговым органом решению и ссылкой на подпункт 2 пункта 1 статьи 91 АПК России в качестве основания данной просьбы. Кроме того, должны быть изложены причины, которые, по мнению налогоплательщика, указывают на необходимость такого запрета. Причем налогоплательщику не следует ограничивать себя в изложении убедительных причин необходимости такого запрета – чем их будет больше, тем лучше. В качестве основной причины целесообразно указать, что бесспорное взыскание повлечет за собой причинение значительного ущерба налогоплательщику, поскольку:

– будет сорвано выполнение заключенных договоров, так как средства со счетов пойдут на погашение недоимки, а вследствие неисполнения договорных обязательств контрагентами будут применены штрафные санкции, что, разумеется, негативно скажется не только на отношениях с контрагентами, но и на финансовом положении налогоплательщика (заявителя);

– сам факт блокировки счетов инкассовыми поручениями негативно отразится в целом на деловой репутации налогоплательщика и его отношениях с партнерами по бизнесу и контрагентами, что, в свою очередь, опять-таки косвенно повлияет на ухудшение финансового состояния налогоплательщика;

– когда суд признает недействительным решение инспекции, возврат взысканных средств уже не сможет восполнить потери организации, в связи с чем целесообразно не допустить исполнения решения вплоть до проверки его законности в судебном порядке.

Кроме того, налогоплательщик должен выразить уверенность, что в оспариваемом решении отсутствуют достаточные основания для начисления недоимки. Поэтому лишение собственности в виде списания денег явно незаконно. Не лишним будет также упомянуть о том, что ухудшение финансового состояния неизбежно повлечет за собой прежде всего сокращение объемов производства, продаж и, как следствие, сокращение налоговых и иных обязательных платежей.

Поскольку суд будет рассматривать заявление в отсутствие сторон спора, то представители налогоплательщика как заинтересованного лица должны самостоятельно интересоваться результатами рассмотрения, и как только суд вынесет определение о приостановлении исполнения решения налоговой, его необходимо незамедлительно получить на руки вместе с исполнительным листом и сразу же отвезти в банк. Необходимо учитывать, что если организация не обратится за указанными документами, суд направит их по почте в адрес налогоплательщика, а не банка, и тем самым драгоценное в данной ситуации время будет безвозвратно потеряно. Если у организации имеется несколько расчетных счетов, то, разумеется, необходимо сделать копии определения суда и исполнительного листа по числу счетов, заверить их у нотариуса и передать банку. Если инкассовые поручения налоговым органом еще не выставлены, то копии исполнительного листа и определения следует отвезти в налоговый орган.

В удовлетворении ходатайства судом может быть отказано, но это не означает, что все потеряно и дальнейшую борьбу с налоговым органом за свои деньги на банковских счетах вести бессмысленно. Отнюдь – борьбу, разумеется, нужно продолжать, но при этом не возлагать особые надежды на результаты обжалования определения суда об отказе – и жалобы редко удовлетворяют, и процедура обжалования занимает много времени, а сконцентрироваться на подготовке обоснования признания недействительным решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности как основе выставленных инкассовых поручений. Оспаривать такое решение можно не только до списания денежных средств со счета, но и после этого. Причем в последнем случае организация может рассчитывать кроме всего прочего еще и на получение процентов, поскольку на сумму излишне взысканного налога начисляются проценты со дня, следующего за днем их взыскания, по день фактического возврата (статья 79 НК России). Если даже деньги налоговый орган сначала списал со счета в банке, а затем вернул их на расчетный счет, то имеет смысл обратиться в суд и потребовать взыскания с налогового органа соответствующих процентов.

В заключение не лишним будет обратить внимание на одно обстоятельство чисто психологического характера – подача налогоплательщиком заявления в суд во многих случаях удерживает налоговых чиновников от бесспорного взыскания денег. Единственное, чего боятся налоговые чиновники – это лишиться своего места, поскольку они прекрасно сознают, что вне аппарата управления они никому не нужны. При этом следует учитывать, что чем больше у налогового чиновника проигранных в суде дел, тем сильнее недовольство им со стороны вышестоящего начальства, которое по тем же причинам дорожит своим местом. И этим надо пользоваться – не надо бояться судиться с чиновниками. Практика показывает, что налоговые чиновники стараются держаться подальше от организаций, регулярно выигрывающих у них судебные процессы – особенно если это связано с расходами казначейства. Короче, от стереотипа мышления о том, что с налоговыми чиновниками лучше не ссориться, пора уже отказаться и переходить к активным действиям в отношении их – с течением времени многое изменяется и теперь чем больше на них «давишь», тем самому же и выгоднее. Просто надо знать, как и когда «давить».

 

 

Строительные работы, заказать услуги по сборке шкафов в Челябинске и пригороде.

читать далее

Содержание


 Единый налог на вмененный доход. Как законно уменьшить налоговые платежи
 Юрий Лукаш
 Часть 1
 - Ведение бухгалтерского учета организациями, одновременно применяющими упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
 - Включение в налоговую базу по единому налогу на вмененный доход площади, фактически используемой под вид деятельности, не подлежащий налогообложению единым налогом на вмененный доход
 - Возврат налоговыми органами сумм переплаты по налогам
 - Если плательщик единого налога на вмененный доход приостановил свою деятельность
 - Зачет налоговыми органами сумм переплаты по налогам
 - Как избежать единого налога на вмененный доход при оптовой торговле с оплатой товара наличными деньгами
 - Как избежать раздельного учета при одновременной торговле оптом и в розницу
 - Как меньше уплатить по поступившему от налогового органа требованию об уплате налога
 - Как не переплатить единый социальный налог и пенсионные взносы при совмещении налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с общим режимом налогообложения
 Контрмеры по взысканию налоговым органом налогов и пени
 - Количество работников при налогообложении в виде единого налога на вмененный доход
 - Корректировка значения коэффициента К2 и уменьшение суммы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности при работе фирмы с двумя выходными днями в неделю
 Налогообложение в виде единого налога на вмененный доход в отношении:
 - - аптечных учреждений, осуществляющих реализацию лекарственных средств по бесплатным рецептам
 - - деятельности на арендованных торговых площадях
 - - деятельности по оказанию автотранспортных услуг
 - - деятельности по оказанию бытовых услуг
 - - деятельности по оказанию ветеринарных услуг
 - - деятельности по оказанию населению бытовых услуг по производству отделочных, ремонтных работ в строящихся квартирах, а также работ по переносу, демонтажу некапитальных стен квартир
 - - деятельности по оказанию услуг общественного питания
 - - деятельности по оказанию услуг общественного питания на территории нескольких муниципальных образований
 - - деятельности по оказанию услуг общественного питания организацией общественного питания, не имеющей зала обслуживания посетителей
 - - деятельности по оказанию услуг общественного питания через объекты общественного питания как имеющие, так и не имеющие залы обслуживания посетителей
 - - деятельности по оказанию услуг по временному размещению и проживанию
 - - деятельности по оказанию услуг по временному размещению и проживанию, предоставлению бытовых услуг
 - - деятельности по оказанию услуг по гарантийному ремонту
 - - деятельности по оказанию услуг по ремонту автомобилей и по розничной торговле запасными частями и материалами, отпущенными с торговой наценкой для проведения ремонта автомобилей
 - - деятельности по оказанию услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств
 - - деятельности по оказанию услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках
 - - деятельности по передаче рекламных щитов по договорам аренды
 - - деятельности по пошиву штор
 - - деятельности по предоставлению в аренду торговых палаток, киосков и сооружений контейнерного типа
 - - деятельности по предоставлению недвижимого имущества в аренду неправомерно
 - - деятельности пораспространению и (или) размещению рекламы
 - - деятельности по распространению и (или) размещению рекламы на транспортных средствах
 - - деятельности по реализации бутилированной питьевой воды с условием доставки ее покупателям на дом
 - - деятельности по реализации горячих напитков с использованием торговых автоматов
 - - деятельности по реализации комиссионного товара
 - - деятельности по ремонту бытовой техники населению, в том числе гарантийному
 - - деятельности по ремонту сотовых телефонов
 - - деятельности по розничной торговле
 - - деятельности по розничной торговле, осуществляемой в рамках договора комиссии
 - - деятельности по розничной торговле с использованием автоприцепа
 - - деятельности по торговле учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения и оборудования
 - Необходимость раздельного учета при осуществлении наряду с деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иных видов деятельности